В последние два года в нашей Калужской области большое внимание уделяется повышению квалификации руководителей, заместителей директоров и учителей образовательных учреждений. В сентябре-октябре этого года проходило обучение группы директоров общеобразовательных учреждений Калужской области по программе «Лидерство в управлении общеобразовательными учреждениями и разработка учебных программ». От Сухиничского района обучаться по этой программе выпала честь мне, Потапчук О.П., директору МКОУ «Средняя школа №4». Данные курсы были организованы государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Калужский государственный институт модернизации образования» и негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Международный институт делового администрирования «ФРИДАС» совместно с Университетом прикладных наук г.Ювяскюля Финляндии.
Курс обучения делился на две сессии. Первая сессия проходила на базе Дома ученых в г.Обнинск, где преподаватели Харри Кеурулайнен и Яри Калавайнен из Университета прикладных наук Ювяскюля познакомили нас со структурой образовательной системы Финляндии, ее отличиями от нашей системы образования, о формах организации взаимодействия школа – родитель, о специфике индивидуального учебного плана и об опыте управления процессом перемен. На второй сессии, находясь в городе Ювяскюле и посещая образовательные учреждения, мы на практике знакомились с опытом организации общего образования в Финляндии. По данным исследования PISA индекс образования в Финляндии один из самых высоких в мире, поэтому для стажировки была выбрана эта страна.
Одной из главных отличительных черт финской образовательной модели - развитая система дошкольных учреждений, подавляющее большинство финских школьников посещают детские сады и ясли. Кроме того, каждый ребёнок имеет право на предварительное начальное образование, которое начинается за один год до начала обязательного образования, то есть когда ребёнку исполняется 6 лет.
Обязательное общее образование ребёнок начинает, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16—17. Государство гарантирует бесплатное основное образование, ученик так же бесплатно получает учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. Еще одна характерная черта финской системы школьного обучения - отсутствие экзаменов. Даже по окончании основной школы экзамены не сдаются. Другая особенность - отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется, а выделение "элитных" классов из общего потока запрещено. Политика выравнивания качества школьного обучения выражает главный приоритет Министерства образования Финляндии - обеспечение равной доступности образования. Выравнивание отразилось и на географическом расположении школ. Школы распределены равномерно, в соответствии с плотностью населения.
В финской системе обучения эффективно используется практика помощи отстающим ученикам. Получение помощи от специальных учителей перестало считаться в финской школе чем-то зазорным по двум причинам: во-первых, из-за большого количества учащихся, ею воспользовавшихся, и, во-вторых, из-за того, что такой помощью пользовались также и лучшие учащиеся, — это доказывало, что дополнительные занятия со специальными учителями не являются признаком ущербности. Путем оперативного вмешательства на уровне отдельных учащихся в Финляндии научились предотвращать неудачи и связанные с ними тяжелые переживания; таким образом повышается стабильность результатов обучения в школах в соответствии с принципом равных возможностей.
По окончании основной школы у ученика появляется первая возможность выбора дальнейшей образовательной траектории - гимназия или профессиональное училище. Гимназисты и ученики профессиональных училищ также находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома. Обучение в старшей школе продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен - первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно.
В Финляндии существует две параллельные системы высшего образования — университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников — технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5-4 года и включает обязательную практику. Единых правил, регламентирующих приём абитуриентов в вузы, нет: все отдано на суд учебных заведений.
К факторам успешности школьного обучения в Финляндии относятся: позитивное отношение общественности, удовлетворенность самих учащихся, высокий статус учителя в финском обществе, система подготовки учителей.
На примере Финляндии, мы также увидели, как повышение качества подготовки педагогических кадров, влияет на повышение качества высшего образования за счет улучшения школьного обучения.
Непосредственное общение с коллегами из финских школ способствовало качественному изучению их опыта работы в развитии системы образования в Финляндии. В каждом из них гармонично сочетаются роли руководителя-лидера ориентированные на развитие, а именно умение помогать сотрудникам, мотивировать и придавать энергию, для того чтобы они смогли раскрыть свой потенциал, успешно работать и развиваться. Управление школами строится на принципах доверия и ответственности.
Впечатления, полученные от поездки в Финляндию, останутся на всю жизнь. Особенно приятным было участие в стажировке министра образования и науки Калужской области Аникеева А.С. По итогам обучения нам вручили сертификаты о повышении квалификации на финском языке. Выражаю слова огромной благодарности заведующей отделом образования Абрамовой Т.А. и директору информационно-методического центра Васильевой Н.П. за поддержку и доверие.
Потапчук О.П., директор МКОУ «Средняя школа №4». |