Проблема экологического воспитания
школьников в настоящее время является наиболее актуальной в педагогике. От
того, насколько грамотными будут наши дети в вопросах мировоззрения,
экологических, во многом будет зависеть будущее новых поколений.
Сегодня экологическая культура,
экологическая грамотность становятся важным проявлением социальной активности и
гражданской зрелости личности. Именно поэтому в школах необходимо так строить
процесс, чтобы формировать и углублять знания учащихся о природе, стимулировать
стремления учащихся охранять природу родного края, вырабатывать умения и навыки
природоохранной деятельности, формировать убежденность в необходимости
бережного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам.
Наша школа уделяет особое внимание
экологическому воспитанию учащихся, даже не смотря на то, что предмета
экологии в школе нет. Экологическое воспитание в школе проводится
целенаправленно, междисциплинарно по всем предметам начиная с начальной школы и
до 11 класса:
- через все уроки педагогический коллектив
формирует у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки,
чистоту мыслей, развивает личность;
- традиционно в школе ведется просветительская работа с родителями
по вопросам воспитания,
бережного отношения к окружающей природе;
-
через обучение и воспитание на своих уроках и классных часах педколлектив
показывает единство человека и с
природой.
Основную работу по экологии в школе
возглавляют учителя естественных наук (биологи, химии и географии). Традиционно в школе проводятся
месячники по предметам, где обязательно
затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результатом работы являются:
школьные экологические конференции,
выставки экологических газет, буклетов, плакатов и рисунков. Лучшие работы учащихся в
дальнейшем участвуют в районных, областных и даже во Всероссийских экологических конкурсах. Где занимают
призовые места.
В сентябре – октябре, апреле - мае
2010 – 2011 учебного года проходили экологические месячники, организованно
благоустраивалась школьная территория, хотя работа на пришкольном участке
велась систематически, по плану.
В этом учебном году в школе проводились
выставки домашних животных «Лапы, крылья и
хвосты», комнатных
растений «Мой любимый цветок», овощей и фруктов «Дары природы», осенних композиций «Что за чудо эта осень!». Лучшие осенние композиции учащихся
школы в дальнейшем приняли участие в
районной выставке композиций и букетов «Осенние мотивы», посвящённой Дню учителя.
Традиционной стала в школе и акция «Помоги птицам!». За этот учебный год учащимися школы
было изготовлено более 40 скворечников и кормушек, которые в дальнейшем были
развешены как на территории школы, так и по всему микрорайону Сухиничи –
Главные. Хочется отметить, что ребята всегда с удовольствием мастерят кормушки
и скворечники для птиц и на протяжении всей зимы их подкармливают.
Уже много лет наши учащиеся ухаживают
за клумбой около привокзального сквера, очищают улицы от мусора прилегающие к
школе, убирают и ухаживают за братской могилой
в д. Воронеты, ликвидируют несанкционированные свалки в школьном саду, в
привокзальном сквере. Школьная команда волонтёров «Мы вместе» в этом учебном году провела много
экологических акций, а также агитационную
работу с жителями микрорайона, для того, чтобы они следили за чистотой и
порядком около своих домов и на улице.
В этом году в школе проходит (с мая по
сентябрь 2011 г.) конкурс на лучшую клумбу, в котором участвуют все классы.
Итоги конкурса будут подводиться в новом учебном году.
Ежегодно учащиеся школы участвуют
во Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета» в различных номинациях и занимают призовые места. По итогам
экологического форума «Зелёная планета -
2010» мы были награждены 3-мя
региональными Дипломами учащимся, региональным Диплом театральной
студии, Московским Дипломом театральной
студии, 3-мя благодарственными
письмами учителям за подготовку
призеров, Дипломом призера в номинации «Образовательные учреждения». В этом году мы приняли так же активное участие в
экологическом форуме «Зеленая планета
2011» и в декабре ждем подведение итогов.
В этом учебном году школа участвовала в
областной экологической выставке по подведению итогов смотра – конкурса на
лучшую постановку работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся.
Она стала призёром в номинации «Экологический театр». Кроме этого учащиеся 6-7 классов вместе со своими
руководителями Шагановой К.В. и Вышедко О.В. приняли активное участие в
областной акции «Сто добрых дел» в номинации «Чистая планета» и были награждены Дипломом. С 15 апреля по 5 июня 2011 года в школе проходила
природоохранная акция «Общероссийские
Дни защиты от экологической опасности» на территории Калужской области, по итогам которой школа
получила Благодарность за активное участие от Министерства экологии и
благоустройства Калужской области.
В прошедшем
учебном году для учащихся были организованы и проведены такие мероприятия, как:
игровая программа «Осень золотая» (3 кл.), устный журнал «Вода – источник жизни!» (7-8 кл.), конкурсная программа «Птицы – наши друзья!» (1-4 кл.), беседа «Охраняемые растения Калужской
области» (5 кл.), конкурс
экологического буклета (10-11 кл.), экологическая сказка «Теремок» (1-4 кл.), интеллектуальная игра «Не наступите на жука» (3 кл.), устный журнал «Пусть всегда будет солнце!» (5-8 кл.), игра «Лесная карусель» (1 кл.), познавательная игра «Вокруг света» (7 кл.), классный час «Планета Земля в опасности» (1, 9 кл.), игра «Мы в ответе за нашу планету» (5 кл.), конференция «Национальный парк «Угра» (10 кл.), классный час «Чернобыль…Мы это не забудем никогда» (8- 10 кл.), игровая программа «Давайте будем беречь природу!» (5-6 кл.), экологический десант «Охраняем окружающую среду», тимуровский десант.
На протяжении учебного года наши
старшеклассники разрабатывали и реализовывали
экологические проекты «Экологический десант”, «Утилизация бытовых отходов», «Поможем братьям нашим меньшим», «Планета чистоты». Отрядом волонтёров «Мы вместе» были проведены экологические акции:
«Чистота – залог здоровья!», «Сделаем свой микрорайон чище!», «Поможем птицам зимой», «Поможем нуждающимся» (перекопка и посадка огорода ветеранам ВОВ), «Аллея памяти», «Мы помним, чтобы жить!» (акция, посвящённая участникам
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).
И все-таки, на мой взгляд, самые первые
практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных
учебно-опытных участках. Работа на участке сопряжена с большими материальными
трудностями, но усилиями всего педколлектива, удается декоративно оформлять
территорию пришкольного участка, а кроме этого выращивать овощи и фрукты.
Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры земледелия,
учит их работать в коллективе. У учащихся появляется интерес к исследованиям.
Воспитательная работа в области
экологии очень интересна детям, и держится она на: добросовестности,
заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Дети остро
чувствуют неискренность взрослых, поэтому учитель должен, прежде всего, сам
осознать важность охраны природы, здоровья – только тогда успех обеспечен.
Тимошина Е.В., зам.директора по
воспитательной работе
|