Работа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зеленый дозор» Самая долгожданная пора всех девчонок и мальчишек – это, конечно, лето, каникулы и детский отдых. В целях создания условий для реализации прав детей на полноценный отдых, оздоровление, развития их разнообразных интересов и способностей, а также разумной занятости в каникулярное время при школе с 1 по 29 июня работал летний оздоровительный лагерь дневного пребывания детей «Зеленый дозор», который посещали 37 детей. Из них:
- из малообеспеченных семей – 4;
- из многодетных – 8;
- из неполных – 6;
- из неблагополучных - 2.
В этом году лагерная смена носила эколого-краеведческую направленность. На наш взгляд эколого-краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, которая позволила нам объединить в себя экологические праздники, игры, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.
В лагере были: девиз, призыв, речевку, эмблему, традиции и законы, отличительные атрибуты для отрядов (галстуки зеленого и желтого цвета) и режим работы: с 8.30 до 14.30 час. Для родителей и детей на первом этаже в фойе в виде лесной полянки была размещена вся необходимая информация о работе лагеря.
Работа эколого-краеведческого лагеря позволила осуществить переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Для изучения истории, природы родного края и экологических проблем конкретной территории были организованы и проведены тематические и комплексные экскурсии на ключ, в лес, в школьный музей «Русская изба», в железнодорожный музей, в Депо. Ребята смогли расширить и углубить знания об истории города Сухиничи, о природе, оценивали состояние окружающей среды. Ими были написаны экологические проекты, в которых они изучали и описывали лекарственные растения, их применение в лечебных целях. Они сравнивали ключевую воду с обыкновенной питьевой водой по цвету, вкусу, запаху и делали выводы. Занимались сортоизучением моркови и свеклы. Изучали деревья и описывали свои наблюдения.
При работе была использована методика коллективных творческих дел. Дети приняли участие в практических природоохранных акциях (операции «Фантик», «Мусору бой!») и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий.
С учетом интересов детей и возрастных особенностей в лагере были организованы два отряда: «Одуванчики» и «Светлячки». Для каждого отряда были выделены отрядные комнаты. Кроме этого, каждый отряд имел свое название, девиз, эмблему и песню и носил галстук. « Одуванчики» - желтого цвета, а «Светлячки» - зеленого. Каждый день для ребят работали кружки по интересам: «Перышко», «Зеленый листок», «Объемное оригами», «Игры с мячом». На занятиях они получали теоретические знания и практические навыки по эколого – краеведческому направлению, проводили наблюдения в природе по индивидуальным заданиям, делали объемные цветы из бумаги, играли в подвижные игры с мячом.
Дети учились ухаживать за комнатными растениями, за пришкольным участком, сажали рассаду, изучали сорта свеклы и моркови, поливали огород и цветочные клумбы, очищали от мусора городской ключ, прилегающие к школе улицы и школьный сад. Кроме начальника лагеря и четырех воспитателей с ребятами работали: четверо вожатых (учащиеся 7-8 классов), инструктор по физическому воспитанию, четыре педагога дополнительного образования, школьная медсестра и обслуживающий персонал (3 человека). Роль педагогов - воспитателей – это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Они старались пробудить в детях исследовательский интерес, помочь приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым ребенок в дальнейшем сможет успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
Во время проведения смены воспитателями использовались индивидуальные, групповые и массовые формы работы с детьми. Каждый день в лагере начинался с того, что отряды вместе с вожатыми и воспитателями строились на линейку, пели гимн России, поднимали флаг, сдавали рапорта. После чего следовали утренняя зарядка, завтрак и проводились мероприятия, намеченные на день. В конце дня подводился итог. Отряды заполняли мониторинг-карты, записывали туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. Это позволило педагогам проанализировать качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Дополнительно для анализа работал листок откровений. Он служил для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Кроме этого отрядами велся дневник лагеря.
С первого дня открытия лагерной смены ребята отправились в кругосветное путешествие по планете Земля. Они посетили необычные острова природы, где узнали много нового и нашли занятия себе по душе. Каждый остров имел свое название и включал ряд мероприятий. К примеру, остров «Приключений», включал в себя следующие мероприятия: - Конкурсная программа «Эти забавные животные».
- Соревнования по бадминтону.
- Практическая деятельность отрядов на учебно – опытном участке.
В связи с незапланированными обстоятельствами план-сетка мероприятий была немного изменен. 21 июня, накануне Дня начала Великой Отечественной войны, ребята вместе с воспитателями сходили на Братскую могилу в деревню Воронеты, провели митинг и возложили цветы. В связи с переездом районного музея Боевой славы была организована экскурсия в город Боровск в Этномир. Также нам было запрещено проводить опыты на железной дороге, т.к. железная дорога является зоной повышенной опасности.
Во время лагерной смены дети приняли активное участие в районном мероприятии, посвященном Дню защиты детей. Они пели, танцевали, участвовали в спортивных эстафетах и конкурсах.
На период работы детского оздоровительного лагеря школьной столовой было организовано двухразовое питание – завтрак в 9.00 и обед в 13.00 час. При опросе ребят большинство поставили пятерки поварам за вкусную еду.
Хочется отметить добросовестное и творческое отношение к работе педагогов, работающих в лагере. Ими были подготовлены отрядные комнаты и уголки, организовано и проведено большое количество мероприятий, обработано большое количество диагностического материала.
Проанализировав анкету «Мое отношение к лагерю» можно с уверенностью сказать, что все дети с удовольствием ходили в лагерь. Особенно понравилось ребятам участвовать в спортивных мероприятиях, изучать природу, ходить на экскурсии и в походы, участвовать в концертах и праздниках. Каждый ребенок смог попробовать себя во многих видах деятельности, проявить свои способности. Дети смогли не только отдохнуть и оздоровиться, но и приобрести новых друзей, новые интересы, понять, как можно организовать свое время и жизненное пространство. Они получили много поучительной, полезной и увлекательной информации об окружающей среде и об истории своего родного края, заряд хорошей энергии, массу положительных эмоций. В течение всей смены не было отмечено ни одного случая травматического характера.
Запланированные мероприятия во время работы лагерной смены были реализованы в полном объеме.
|